Не стань отступником (Книга Судей)
Судьи Израиля
Притеснители |
Годы угнетения |
Судьи |
Годы судейства (мира) |
Ссылки |
1. Арамеи (Хусарсафем) |
8 |
1. Гофониил |
40 |
3: 7-11 |
2. Моавитяне |
18 |
2. Аод |
80 |
3.12-30 |
3. Филистимляне |
? |
3. Самегар |
? |
3: 31 |
4. Хананеи |
20 |
4. Девора |
40 |
4-5 |
5. Мадианитяне |
7 |
5. Гедеон |
40 |
6-8 |
6. ? |
? |
6. Фола |
23 |
10:1-2 |
7. ? |
? |
7. Иаир |
22 |
10:3-5 |
8. Аммонитяне |
18 |
8. Иеффай |
6 |
10:6- 12:7 |
9. ? |
? |
9. Есевон |
7 |
12:8-10 |
10. ? |
? |
10. Елон |
10 |
12:11-12 |
11. ? |
? |
11. Авдон |
8 |
12:13-15 |
12. Филистимляне |
40 |
12. Самсон |
20 |
13-16 |
Авимелех (Суд 9) – сын Гедеона от его наложницы, жившей в Сихеме (Суд 8:31) - не включен в этот список, потому что незаконно стал царем Сихема, убив в Офре 70 своих братьев. Но Бог не поставил его судьей. Иофаму – младшему сыну Гедеона - удалось спастись от расправы. Рассказав жителям Сихема притчу о терновнике, Иофам проклял их и Авимелеха. Это проклятие сбылось, когда через три года жители Сихема, недовольные правлением царя и подстрекаемые Гаалом, восстали против него. Бунт закончился разрушением города и гибелью его жителей. После того как одна женщина проломила Авимелеху череп обломком жернова, он приказал своему оруженосцу добить себя;
В книге Судей циклически как на циферблате часов повторяется история измены и отступничества людей от Бога. 12 часов - служат Богу, 1 час - духовная измена, 2 и 3 - деградация и разложение, 4 - Бог воздвигает могущественного врага, 5 - война и поражение, 6 – страдания, рабство и угнетения, 7 – вопли и мольба Бога о помиловании. 8 - раскаяние в отступничестве, 9 – возрождение, 10 – обретение свободы через Божьего судью. 11 и 12 - свободные и счастливые снова служат истинному Богу, пока стрелка не укажет на 1 час - и вся история повторяется…
Книга Судей описывает 4-х вековую историю Израиля. Иногда мир и процветание сопутствовали сынам Божиим на протяжении длительного времени - иногда до 80 лет.
Эти периоды духовного взлета и падения невольно вызывают вопрос: ЧТО же предшествует духовному падению и как достичь стабильного мира с Богом, наслаждаясь покоем и процветанием? Как не стать отступником?
- 1-яизмена случилась во дни Хусарсафема, царя месопотамского, которому Бог позволил поработить Израиль за то, что он уклонился от Господа и стал служить языческим богам. После 8- летнегорабства Бог воздвиг Израилю судью,Гофониила, который разбил войско Хусарсафема и принес евреям освобождение.
- Через 40 лет мирной жизни Израиль опять изменил Богу и был наказан нашествием моавитян. И 18 лет служил народ Божий моавитскому царю Еглону, пока не раскаялся и не стал молить Господа об освобождении, которое было дано ему через судью Аода (левша). Для израильтян наступили 80 лет мирной и спокойной жизни.
- Суд.3:31 После него (АОДА) был Самегар, сын Анафов, который шестьсот человек Филистимлян побил воловьим рожном; и он также спас Израиля.
- За 4-ю измену Господь предал Израиль в руки ханаанского царя Иавина. У Сисары, военачальника царя Иавина,было 900 железных колесниц, и он жестоко угнетал еврейский народ в течение 20 лет. В то время жила женщина,Девора. Она была пророчицей у Господа, и под ее руководством войско Сисары было разгромлено, а самого Сисару умертвила другая женщина, Иаиль.
- 5-еотступничество Израиля было наказано гнетом мадианитян в течение 7 лет, и освободителем стал судья Гедеон.
- 6.Суд.10:1,2После Авимелеха восстал для спасения Израиля Фола, сын Фуи, сына Додова, из колена Иссахарова. Он жил в Шамире на горе Ефремовой. Он был судьею Израиля двадцать три года, и умер, и погребен в Шамире.
- Суд.10:3-4После него восстал Иаир из Галаада и был судьею Израиля двадцать два года. У него было тридцать два сына, ездивших на тридцати двух молодых ослах, и тридцать два города было у них; их до сего дня называют селениями Иаира, что в земле Галаадской.
- 8-й судья Иеффай -незаконнорожденный сын, братья не любили его. Но он был храбрым и искусным воином, и он стал судьей и освободителем Израиля от аммонитян.
- Суд.12:8-9 После него был судьею Израиля Есевониз Вифлеема. У него было тридцать сыновей, и тридцать дочерей отпустил он из дома [в замужество], а тридцать дочерей взял со стороны за сыновей своих, и был судьею Израиля семь лет.
- 10. Суд.12:11После него был судьею Израиля ЕлонЗавулонянин и судил Израиля десять лет.
- Суд.12:13-14 После него был судьею Израиля Авдон, сын Гиллела, Пирафонянин. У него было сорок сыновей и тридцать внуков, ездивших на семидесяти молодых ослах; он судил Израиля восемь лет. …
- Наконец, дольше всего, 40 лет,сыны Израилевы страдали от ига филистимлян. В это время судьей народа Божиего стал легендарный могучий Самсон. От связей с филистимлянкой Далидой Самсон трагически погиб, но избавил евреев от угнетения филистимлян.
В дополнение к этим событиям истории Израиля Книга Судей описывает три гражданские войны, одна из которых была весьма жестокой (главы 19-21).
Чему учит нас книга Судей - 400- летняя летопись истории народа Божия?
- В первую очередь, дает важный урок для личных взаимоотношений с Богом. Урок этот состоит в том, чтоОТСТУПНИЧЕСТВО, ИЗМЕНА БОГУ, НЕ ПРОХОДИТ БЕССЛЕДНО.
- Не только один человек, но иЦЕЛАЯ НАЦИЯ МОЖЕТ ОТСТУПИТЬ ОТ БОГА. Последствия могут быть самыми прискорбными. А духовое возрождение нации приносит ей мир и процветание.
- Судьи Израиля - освободители своего народа - СОДЕЙСТВОВАЛИ МИРУ И ПРОЦВЕТАНИЮ НАЦИИ. Писание не случайно рисует нам некоторые подробности их жизни.
- Во-первых, есть между всеми судьями нечто общее. Никто из них не был великим до того, как был призван Господом.Бог избирает тех, кто обладает одной ценной способностью — Доступность Богу – наилучший талант для Царства Божия. Судьи имели ЭТУ ВЫДАЮЩУЮСЯ СПОСОБНОСТЬ.
- О первом судье Гофонииле сказано лишь как о племяннике Халева - сыне младшего брата Халева. Вот и все, что известно о нем. …
- А что написано об Аоде? Он был левшой. И все.
- О Гедеоне сказано, что племя его самое бедное, и сам он младший в доме своего отца – т.е. младший из слабейших.
«На нем был Дух Господень» (Суд.3:10) – так сказано о Гофонииле
СВЯТОЙ ДУХ ПОЗВОЛИЛ ГОФОНИИЛУ ВОЗРОДИТЬ ИЗРАИЛЬ и возглавить армию, которая с помощью Господа разбила войско сирийского царя.
«...не упивайтесь вином...; но исполняйтесь Духом» (Еф.5:18).
Петр, исполнившись Духом Святым, проповедал о великих делах Божиих в день Пятидесятницы. Позже Петр исполнился Святого Духа и проповедал в другом месте, и так несколько раз. Между этими событиями был ли он все время исполнен Духом Святым? Скорее всего, нет. Очевидно, Дух только временами наполнял его и контролировал его, как мы читаем о Гофонииле
Единственное, что сделало Гофониила освободителем, это Святой Дух, Который руководил им.
- Дух Божий был и на Аоде, который предложил Богу единственную особенность - владел своей левой рукой лучше, чем правой.
Израиль был в порабощении у моавитского царя Еглона, собиравшего дань с покоренного народа. Аод возглавил группу людей, которая понесла дань в казну Еглона. Но перед этим Аод сделал себе меч в локоть длиной и прикрепил его как левша к правому бедру под плащем (все обычно носили за поясом, в районе левого бедра). И вот, после того, как все дары были переданы, Аод заявил, что к Еглону у него есть тайное дело. Еглон, думая, что Аод хочет попросить что-то для себя лично и дать ему взятку, выслал всех из комнаты. Аод убивает своим мечом царя Еглона, а затем свергнет иго моавитян.
У КАЖДОГО ИЗ НАС ЕСТЬ СВОИ ОСОБЕННОСТИ, СПОСОБНОСТИ И ТАЛАНТЫ. НАИЛУЧШИЙ СПОСОБ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ — ЭТО ПРЕДОСТАВИТЬ ИХ В ПОЛЬЗОВАНИЕ БОГУ.
У Деворы была замечательная способность — ПРОРОЧИЦА Господа. Девора жила под пальмой и там же пророчествовала. Как-то она позвала к себе Варака из города Кедеса и сказала ему: «Господь повелевает тебе взять 10000 человек и атаковать военачальника Сисару, у которого 900 железных колесниц и огромная армия, и ты освободишь Израиль от гнета ханаанского царя».
Варак был не в восторге от такой перспективы. Он сказал: «Если ты пойдешь со мною, пойду; а если не пойдешь со мною, не пойду». Варак знал, что Девора была пророчицей, и что если Бог на самом деле так повелевает, то предприятие увенчается успехом. Возможно, Варак хотел проверить Девору, не придумала ли всё это она сама.
Девора ответила ему: «Пойти пойду с тобою; только не тебе уже будет слава на сем пути ... но в руки женщины предаст Господь Сисару» (Суд.4:8-9).
И пророчество сбылось. Варак созвал людей на битву, и вызвались идти ровно 10000 добровольцев. И у потока Киссона они встретились с колесницами Сисары. Господь привел в замешательство Сисару и все его ополчение, а сам Сисара сошел с колесницы и пытался убежать. Когда он добрался до земли Хевера Кенеянина:
Суд 4:18-20 И вышла Иаиль навстречу Сисаре и сказала ему: зайди, господин мой, зайди ко мне, не бойся. Он зашел к ней в шатер, и она покрыла его ковром своим. Сисара сказал ей: дай мне немного воды напиться, я пить хочу. Она развязала мех с молоком, и напоила его и опять покрыла его. Сисара сказал ей: стань у дверей шатра, и если кто придет и спросит у тебя и скажет: "нет ли здесь кого?", ты скажи: "нет". Иаиль, жена Хеверова, взяла кол от шатра, и взяла молот в руку свою, и подошла к нему тихонько, и вонзила кол в висок его так, что приколола к земле; а он спал от усталости — и умер.
Так исполнилось слово Господне.
Итак, ГЛАВНЫЙ ВОПРОС В КНИГЕ СУДЕЙ - ЭТО ВОПРОС ОТСТУПНИЧЕСТВА, ИЗМЕНЫ БОГУ.
Изучая жизнеописания самих судей Израиля, мы приходим к выводу, что БОГ ИСПОЛЬЗУЕТ НЕПРИМЕТНЫХ ЛЮДЕЙ, ДЕЛАЯ ЧЕРЕЗ НИХ САМЫЕ НЕВЕРОЯТНЫЕ ВЕЩИ, потому что ЭТИ ЛЮДИ ДОСТУПНЫ ЕМУ. ПОТОМУ ЧТО ВСЕ, ЧТО У НИХ ЕСТЬ, ОНИ ОТДАЮТ ГОСПОДУ, И ОН МОЖЕТ ИМИ УПРАВЛЯТЬ.